на главную | по фамилии | по роду деятельности | статьи | e-mail

СТРАСТЬ НЕПРЕОДОЛИМАЯ

(опубликована в журнале «Бельские просторы» №5 2003 г.)

 

КАЖДЫЙ ПИШЕТ, КАК ОН ДЫШИТ

Не так давно приводил в порядок один из разделов своей коллекции - автографы. С замиранием сердца беру в руки, разгля­дываю завитушки, вензеля, разнообразную вязь подписей самых разных людей — уче­ных, политиков, писателей, артистов, спортсменов, космонавтов. Боже мой, ка­кая волна чувств, переживаний поднялась вдруг в душе!.. С одними людьми встречал­ся на стадионе. А вот с этим - на Байкону­ре. Партийный съезд. Уфа. Командировки. Прямо горю в пламени воспоминаний.

Автографы Ю. Гагарина, В. Терешко­вой, М. Горбачева, А. Лебедя, В. Путина, автографы артистов театра и эстрады, спортсменов, писателей, ученых... Этой страстью охвачены многие люди.

Я без трепета и душевного волнения не могу смотреть на автограф Н. В. Гоголя, что в Доме-музее С. Т. Аксакова. Заворажива­ет, притягивает как магнит, и поневоле всплывают в памяти колоритные гоголев­ские образы. Автографа Гоголя, увы, у меня нет. Но есть несколько тысяч автогра­фов прославленных людей современности.

Кстати, что такое автограф? Автограф (греч. autos - сам + graphio - пишу) -текст, собственноручно написанный авто­ром; собственноручная подпись, то есть рукопись самого автора, в противополож­ность копии.

Всем известны филателисты - собира­тели почтовых марок. Нумизматы коллекци­онируют монеты. Есть собиратели картин, минералов, народных сказок и песен, про­изведений народного творчества, других редкостей. Есть даже перидромофилы - те, кто коллекционирует железнодорожные билеты или скграфнисты - собиратели пе­чатей.

А вот как называются люди, коллекци­онирующие автографы, я не знаю. Но то, что таких людей немало, - это факт, не тре­бующий доказательств. Людей, берущих автографы у знаменитостей, мы видим в театрах, на стадионах и вокзалах, в кино и на телевидении - словом, везде.

Собирательство, коллекционирование -это страсть! Причем - непреодолимая! И никуда от нее «не спрятаться, не скрыться». Ты ею наполнен. Она, эта страсть, плещет­ся, кипит, жжет, движет тебя к цели: найти и во что бы то ни стало стать обладателем вожделенного автографа - иначе не жить!..

Коллекционирование автографов — это бездна переживаний, восторгов и ра­дость. Это всерьез и надолго. Для многих -на всю жизнь.

Как появлялись у меня автографы? Да по-разному. Один из первых — авто­граф Льва Лещенко. Я получил его на площади имени Ленина в Уфе. Знамени­тый певец легко и непринужденно поста­вил подпись и сказал: «Меня пригласили на День города!»

Самые первые автографы связаны с далеким прошлым. Помнится, знаменитая тройка хоккеистов — Фирсов, Харламов, Петров - приехала в Дом культуры посел­ка Власики, что под Москвой (там я в 1970 году проходил службу в армии). Зал был до отказа заполнен солдатами, сержантами и офицерами. Все с интересом слушали про­славленных спортсменов. Когда офици­альная часть встречи закончилась, многие потянулись за автографами. И я тоже под­ставил знаменитостям свою записную книжку...

Второй автограф я взял на Олимпиаде — 80 в Москве, во время футбольного матча «СССР - Нигерия» у знаменитого вратаря Л. И. Яшина.

Я сидел на западной трибуне, подо мной — места для знатных персон. Пошел дождь. Знаменитости потянулись от ненастья под навес. Смотрю, проходит Лев Яшин с Никитой Симоняном. Подбегаю к Льву Ивановичу, протягиваю программку для автографа. Он расписался и спрашивает: кто я, откуда, какой будет счет?... На тот мо­мент наши проигрывали 0:1. Но я ответил: «Победа будет за нами!»

— Ну, посмотри-ка ты! — сказал Лев Иванович и поспешил укрыться от дождя под козырек трибуны.

Раритетом считаю автографы знамени­тых футболистов, игравших за сборную СССР по футболу: В. Хидиятуллина, М. Мо-чаидзе, А. Баля, Ф. Черенкова, Ю. Гаврило-ва и других.

Такой же раритет — автограф героя Со­ветского Союза А. П. Маресьева.

Олимпийская чемпионка 1960 г. в Риме А. А. Середина, давая мне автограф, напи­сала: «Желаю всей молодежи вашего реги­она здоровья, счастья и удачи в спорте!»

Оригинально дает автографы мировой рекордсмен П. Болотников: «Спорт любить — сильным быть!», он дописал при этом, что 10000 метров пробежал за 28 минут 8 се­кунд. В общем, у каждого своя манера давать автограф: «каждый пишет, как он ды­шит».

Когда добрый человек дает вам авто­граф, у него появляется нежность, душев­ность и приятная улыбка. Так, очень добро­желательно сделал автограф известный пе­вец Ринат Ибрагимов - при этом он сказал: «Звоните!»...

Мустай Карим написал просто и мудро: «По совместной жизни в XX веке от 15-го ученика А. С. Пушкина». Я переспросил: «Почему 15-го?...» — «А мне так нравится», — ответил он.

Но вот вышла книга «Наш Пушкин». Появилась она благодаря усилиям народ­ного поэта Башкортостана Равиля Бикбае-ва, чьим автографом я тоже дорожу и гор­жусь. Читаю книгу и вижу: стихотворение М. Карима «У утеса» расположено под № 15. Простое совпадение?

Очень похожи автографы Сажи Умала-товой и В. Жириновского: закорючки в виде сердечек и цифр, мудреные вензеля.

Знаменитая тройка хоккеистов — Ми­хайлов, Петров, Харламов - в конце роспи­си ставили номера, под которыми играли.

Дорог мне автограф актера Г. С. Жже­нова, председателя Совмина БАССР 3. Ш. Акназарова.

Два автографа великих спортсменов Анатолия Карпова и Марата Сафина мне привезли знакомые, которые летели в са­молете вместе с ними.

...Гомельский, например, рядом со сво­им автографом ставит еще подпись на ино­странном языке. Знай, мол, наших. Что ж, он действительно образованный человек и огромный авторитет в мире баскетбола.

Всемирно известный офтальмолог Э. Мулдашев написал: «Главный принцип жизни «5о Нт». Тут, по-видимому, речь идет о том, что человек должен быть от­крыт всему миру, другими словами — век живи, век учись.

А разве можно забыть встречу с Вячес­лавом Федоровичем Вохниным? Я позна­комился с ним в канун Дня Победы на шах­матном турнире инвалидов Великой Отече­ственной войны. Он был главным судьей. Я и сам люблю шахматы. Вот и поинтересо­вался о его спортивных достижениях в этом виде спорта. Он говорит:

-    Я шашист.

-    А нет ли у Вас автографов шашистов
или шахматистов?

-    Что-то есть. Надо будет поискать,
посмотреть...

И вот мы встретились у него дома. Вя­чеслав Федорович аккуратно, не спеша до­стает из папки ворох документов.

О, неизбывная, светлая радость! Авто­графы А. Карпова, В. Смыслова, Д. Брон­штейна, А. Халифмана, Л. Полугаевского, В. Иванчука и многих других известных шахматистов!.. Вячеслав Федорович, слов­но не замечая моего шока, из записной книжки отделяет листочки с надписями знаменитых штангистов. Разве автографы этих людей сегодня достанешь? «Иных уж нет, а те далече». Коллекционер вынимает из папки еще три раритета - автографы из­вестных всей России певцов П. Лисициана, А. Соловьяненко и болгарина Б. Кирова. Поистине щедрости Вохнина нет предела! Какая неописуемая радость у меня в душе, какая благодать! Мы продолжаем беседо­вать. И Вячеслав Федорович вдруг достает небольшую грампластинку «Алиса в стране чудес», на ней песни В. Высоцкого. Перево­рачиваю диск и вижу надпись: «Юля, расти умной, красивой и доброй. В. Высоцкий». Неужели Вячеслав Федорович отдаст и это сокровище мне?! Он дарит это мне с ого­воркой: «Автограф дан моей дочери, она живет в Москве, и надо мне все с ней согла­совать».

Автограф этого артиста желанный не только для коллекционеров. Но и для лю­бого жителя России. Я не знаю таких людей (может, они и есть, но мне неизвестны), которые бы не любили В. Высоцкого - ар­тиста и барда. Я мечтал, но не надеялся за­получить его автограф.

Я даже думал: «А не написать ли сыну В. Высоцкого Никите письмо и попросить автограф отца?»

Прислали же мне автограф сын Юрия Никулина - Максим, супруга Андрея Саха­рова - Елена Боннэр. А вот В. Вохнин взял и подарил мне сокровище. Таким образом, сбылась моя давняя мечта. Вячеслав Федо­рович тогда же рассказал мне историю по­лучения этого автографа...

Дело было летом 1979 года. Вохнин с се­мьей отдыхал в Москве у брата, который ра­ботал в торгпредстве. Как-то звонит: «Слышь, хочешь познакомиться с В. Высоцким? Тогда приходи к 13. 00 в торгпредство»... Вохнин с дочерью тот же час туда. Ждут. Сгорают от не­терпения и любопытства. Ровно в назначенное время является В. Высоцкий. Ему понадоби­лась помощь брата В. Вохнина. При прохож­дении таможенного досмотра у него изъяли незадекларированные золотые часы и пер­стень. Часы были его. А перстень он вез в Па­риж для Марины Влади. Так у Вячеслава Фе­доровича появился этот автограф.

Я искренне благодарен дарителям. Может, мне помогает совет знаменитой дрессировщицы Т. В. Дуровой? Она сказа­ла мне: «Носите мой автограф с собой. Он будет приносить вам удачу!»

ПО ЦЕНЕ ПЯТИ БУТЫЛОК ВОДКИ

Иногда происходит какая-то мистика. В одном альбоме у меня оказались два автогра­фа рядом: А. Тулеева и А. Тихонова. Календа­рик с портретом и подписью легендарного спортсмена весь как-то сморщился... Потом из газет и телевидения узнаю: А. Тихонов попал под подозрение в связи с покушением на гу­бернатора Тюменской области А. Тулеева.

Еще один факт. Ума не приложу, ка­ким образом у меня автограф группы «Ли­цей» оказался вдруг разорван пополам. Не могу припомнить, чтобы я обошелся с ним так неаккуратно: любой автограф для меня дорог.

Но... через некоторое время из группы «Лицей» ушла певица Л. Перова...

Или вот еще эпизод. Долго я не имел автографа замечательного певца Николая Сличенко. Бывая по делам службы в Моск­ве, я всегда старался попасть на концерты или спектакли, идущие в театре «Ромэн». Но автограф знаменитого артиста не удава­лось получить: то он гастролирует где-то, то в заграничной командировке, то по де­лам театра у министра на приеме. Ну никак не удавалось встретиться. И вдруг приятель привозит мне из Москвы автограф знаме­нитости. Ну опять мистика какая-то!...

У Ю. М. Лужкова автограф я взял по­сле футбола. Играли члены Правительства Москвы и артисты. Ю. Лужков тогда просил передать привет мэру г. Уфы, что я с удо­вольствием и сделал!

Говорят, что вензель московского мэра выдает в нем целеустремленность, пробив­ную силу и некоторую педантичность. Та­кой человек якобы склонен к конфликтам и авторитарным действиям (наличие в авто­графе жестких уголков). Информацию эту я вычитал в «Комсомольской правде».

Автограф Юрия Алексеевича Гагарина я приобрел за пять бутылок водки, за 15 рублей по курсу 1981 года. Деньги по тем временам большие, тем более что их все­гда не хватает.

Сначала мы сговорились за одну бу­тылку популярного российского напитка. Но владелец автографа передумал. В сле­дующий раз он запросил три бутылки. Я опять согласился. Но он снова пошел на попятную, сказав, что принесет документ позднее. Торговались мы долго, месяца два. У меня появился азарт охотника. Готов был все отдать, лишь бы заполучить вож­деленную драгоценность. Наконец владе­лец автографа запросил пять бутылок. По всему было видно, что ему невыносимо тя­гостно расставаться с подписью первого космонавта. Этот автограф он получил на Байконуре во время службы в армии.

Как вспоминает писатель Ярослав Го­лованов, где бы не появлялся Юрий Гагарин, тотчас его окружали люди и просили дать автограф. И он ставил свою подпись на газетах, курортных книжках, служебных удостоверениях, книгах... При этом, вспо­минает Я. Голованов, говорил: «Автографы надо давать. Вот приедет домой человек. Покажет автограф. Расскажет о встрече. Начнутся разговоры о космонавтике. А из таких бесед и складывается общественное мнение».

Автограф Юрия Гагарина был написан на чистом листочке, аккуратно вырванном из записной книжки. Автограф подлинный, я сверял по образцу. И я безмерно рад, что он у меня есть.

Я имел возможность взять автографы у знаменитостей на XXVIII съезде КПСС, кото­рый проходил в Москве в 1990 году. Как дав­но это было!... Я был делегатом от партийной организации Уфимского моторостроитель­ного производственного объединения (УМПО). На съезде много было ярких лично­стей. И я сумел взять несколько автографов.

У аварского поэта Расула Гамзатова -при регистрации делегатов съезда. Он при­стально посмотрел на меня, должно быть, соображая, что мне от него нужно. А когда понял, улыбка на его лице засияла, как луна на небе. Его дынеобразное лицо с крупным носом и небольшими глазами пришло в движение. Поэт расписался, а потом произнес: «Есть у меня в Башкирии друг — Мустай Карим».

Космонавт Андриан Николаев, когда давал автограф, долго рассказывал мне о пребывании в Башкортостане, куда его пригласила диаспора чувашей.

Еще один автограф я получил от кос­монавта Валентины Терешковой. Мне по­казалось, что она очень одинока. Возле нее тогда никого не было. Сказать, что она с удовольствием расписалась в моем блок­ноте, не могу. Глаза были строгие, выраже­ние лица - гордое, даже чуть-чуть надмен­ное. Но добрую улыбку ее я запомнил!

Праотец «сухого закона» 1985 года Егор Кузьмич Лигачев сидел рядом с нами, делегатами от Башкирии. Тогда он пред­ставлял партийную организацию Белгород­ской области. Был он говорливый, без умолку комментировал речи выступающих. Автограф мне дал легко и непринужденно. Сегодня, я слышал, не раздает автографов и не общается с прессой.

Михаил Сергеевич Горбачев, увидев у меня автограф Е. К. Лигачева, сказал: «Раз Кузьмич расписался, то и я с удовольстви­ем поставлю рядом с его подписью свою».

У тогдашнего министра обороны Д. Т. Язова я взял автограф во время одно­го из перерывов. На мой вопрос: «Не брат ли Ваш руководит московским авиацион­ным заводом «Салют»?» Дмитрий Тимофе­евич ответил: «У нас в деревне Язово все носят эту фамилию»...

Есть люди, которые автографы на чис­том листе не ставят. Один из них - Министр по ЧС, Герой России Сергей Кожугетович Шойгу. Однажды я протянул ему чистый блокнот, на что он резко, даже сурово ска­зал: «На чистом листе не расписываюсь!» Примета, должно быть, есть какая-то у ми­нистра. Пришлось мне найти визитку, на которой он и расписался.

Лишь один человек не дал мне авто­граф. Это охранник М. С. Горбачева - Мед­ведев...

Это теперь, по прошествии времени, сожалеешь о том, что был рядом с интерес­ными людьми и не поговорил, не взял ав­тограф.

Сколько таких возможностей было у меня в жизни!.. То не уверен, что это — буду­щая звезда. То замираешь перед великим че­ловеком, как кролик перед удавом. А то в суе­те и раздумьях упустишь время - а знамени­тости и след простыл. Так было на партийном съезде, где я сидел рядом с генералом А. Ле­бедем и будущим Президентом Якутии Нико­лаевым. Так было в том же 1990 году в Рыбин­ске. Я был на концерте Игоря Талькова. Поче­му тогда я не взял у него автограф? Считал, что он еще молодой , успею, мол. Увы...

ЕСТЬ ТОЛЬКО МИГ

На праздновании 530-летия г. Чебок­сары я стоял рядом со знаменитым офталь­мологом Святославом Федоровым во вре­мя торжественного открытия глазного цен­тра. Вместе ходили осматривать новую больницу. Разговаривали, обменивались впечатлениями. Почему не попросил авто­граф? Ума не приложу. Думалось: вечером возьму. А С. Федоров улетел в Москву...

Теперь я действую иначе. Как только увижу знаменитость, сразу подхожу. Увидел А. Н. Пахмутову и Н. Н. Добронравова в вес­тибюле Российской Академии государствен­ной службы при Президенте Российской Фе­дерации (там они давали концерт) и сразу попросил автограф. Как говорится, застал врасплох. Александра Николаевна даже пер­чатки не сняла. Мне просто потрясающе по­везло! Когда к ней кинулись за автографами другие, она просто-напросто ретировалась. Так что на Бога надейся, а сам не плошай.

В азартную охоту за автографами в наше время устремились многие. Но, что­бы стать успешным коллекционером, нуж­но избавиться от комплекса застенчивости. Избежать при этом нахальства очень труд­но. Тут нужна мера. Ведь нет пока правил, этики для тех, кто собирает автографы. Од­нако без этики не обойтись, так как мо­жешь испортить настроение тому, кто дает автограф. Артисту, возможно, предстоит через несколько минут выйти на сцену в главной роли, у политического деятеля -ответственное выступление, а ты лезешь к нему за автографом. Но и быть простофи­лей тоже не дело.

Будучи в Москве на XXVIII съезде КПСС, я минут 40 пробыл в обществе А. Н. Яковлева: стоял вместе с ним в очере­ди в Мавзолей; слушал его рассказы о партии — очень смелые по тем временам — и не взял автограф. Что это? Меня загипно­тизировал фактор простоты? Ведь великие нередко общаются с такими, как мы, по-простецки. И эта их манера поведения не­вольно, незаметно гипнотизирует, ставит тебя на одну ступень с ним. Ты уже прирав­ниваешь себя к нему и почти уверен в не­значительности этого человека.

Вот он рядом. Ты стоишь со знаменито­стью, с кумиром. Слушаешь его. И дума­ешь, что встречи еще повторятся: ведь он тебе по душе, тебе с ним так хорошо и про­сто! .. И как только ты опомнился — собе­седника уже и след простыл... И вряд ли ты его еще когда-нибудь встретишь.

Поделикатничал...

И сколько таких счастливых мгновений упущено!... Теперь-то я придерживаюсь со­вета поэта Дербенева: «Есть только миг. За него и держись!». Это я советую делать всем собирателям коллекций.

... А случай с А. Я. Розенбаумом, по-моему, достоин пера фельетониста. Вот как это было.

Помнится, в честь праздника мэр горо­да Уфы Рауф Самигуллович Нугуманов пригласил своих заместителей с женами в клуб на ужин. Сказали: будет Розенбаум. В этот день в городском дворце культуры на­мечался концерт маэстро. У меня были би­леты, я их сдал и ждал встречи в клубе.

Действительно, вскоре Александр Ро­зенбаум пришел. Когда я увидел Алексан­дра Яковлевича с кружкой пива за стойкой бара, я подошел и попросил автограф. «А то потом времени не будет», — выпалил я. Гитары я не усмотрел и подумал: « Навер­ное, будет петь под «фанеру».

Сели за стол. Я расположился напротив Александра Яковлевича. Он сразу же при­ступил к трапезе, сопровождая прием пищи разговорами о себе, дочери и собаке. Вско­ре он начал превозносить себя чуть ли не до небес. Мол, в Англии, Америке, Австралии он собирает тысячные залы. А о Земфире Рамазановой, нашей землячке, выразился так: «Бабочка-однодневка...А я -на века!»

Нарцис!... Во всем мире только он — лю­бимый. Да, талантлив. Его «Вальс- бостон», одесские циклы, казацкие, афганские - это надолго! Но «звездная болезнь», хвастов­ство сверх всякой меры.

Время шло. Мы продолжали беседу. Он периодически наполнял бокал пивом.


Потом ввернул, что ему присвоили звание полковника. А я возьми и ляпни: «Больше майора медработникам в запасе не дают, разве что как В. Жириновскому, по блату...»

Александр Яковлевич вытер рот сал­феткой и ушел. Резко. Без слов.

На нашей сцене он так и не появился. Петь он, видимо, не собирался. Поужинал и удалился. Вот и вышло, как в его песне: «...последний поцелуй, стакан горилки...». Наверное, обиделся еще и потому, что был обделен вниманием мэра.

Не взял бы в начале встречи автограф певца, вряд ли в конце беседы он мне его дал...Не любят нас, собирателей автогра­фов.

В середине 80-х годов она была фанат-кой модной тогда ленинградской группы, кажется, «Форум». Вместе с подругами и друзьями ходила на все концерты этой группы, И вот однажды девушки решили подождать солиста, чтобы получить авто­граф. Он расписывался с кислым выраже­нием лица, чем глубоко разочаровал Тать­яну. Эта девушка теперь стала эстрадной звездой. Зовут ее Татьяна Буланова. Она дает автографы с максимальной вежливо­стью, доброжелательной улыбкой и всегда добавляет доброе слово. Это приятно. И очень располагает к ней почитателей ее та­ланта.

Весьма забавный случай произошел с Джулией Роберте, которая не отказала в автографе в... туалете. Об этом забавном случае голливудская звезда, героиня «Кра­сотки», рассказала в интервью одной из французских радиостанций.

Я до сих пор помню об автографе, взя­том у генерального секретаря Компартии США товарища Гэсса Холла 4 ноября 1977 года во время митинга в связи с приемом участников торжественного собрания, по­священного 60-летию Великой Октябрь­ской социалистической революции. Гэсс Холл произнес такую фразу: «В эти дни все прогрессивное человечество отмечает 60-летие Великой Октябрьской социалис­тической революции и 60-летие кризиса капитализма. Мы приветствуем эти оба со­бытия!» А один из выступающих, академик, Герой Социалистического Труда Минц тог­да сказал: «...Капитализм шатается, мы твердо уверены, что обязательно отметим юбилей революции и в США»...

Капитализм до сих пор «шатается», ре­волюции в США нет, а вот автограф Г. Хол­ла украшает мою коллекцию.

Есть у меня автограф еще одного аме­риканца - Дина Рида, певца и борца за коммунизм. Этот автограф получен в Гер­мании, в аэропорту.

Автограф Иосифа Давыдовича Кобзо­на в моей коллекции уже был, написанный по-доброму: «Желаю счастья!» Конечно, я дорожу им.

Но вот как-то после одного из концертов я протиснулся к И. Кобзону и успел сказать:

— Иосиф Давыдович, я учился в Крама­торске. Бывал на ваших концертах. Не мо­гли бы Вы дать мне автограф как земляку?

Он отвернулся, стал разговаривать с какой-то женщиной и, как павлин, с высо­ко поднятой головой удалился за кулисы.

Нечего и говорить, как я был тогда обескуражен...

Долго еще во мне бушевали самые противоречивые чувства...

Но вот примерно через год после этого произошла трагедия: захват чеченскими террористами Центра Культуры на Дубров­ке в Москве мюзикла «Норд-Ост». Более 750 человек оказались в заложниках у бан­дитов.

И что я вижу? Иосиф Кобзон - парла­ментер, ведет переговоры с террористами. Он освобождает 8 человек, в основном де­тей. Этот поступок знаменитого певца воз­нес его в моих глазах на небывалую высо­ту. И от моих прежних недобрых пережива­ний не осталось и следа.

«БРАТУ ВЛАДИМИРУ ОТ СЕСТРЫ АНГЕЛИНЫ»

...Как-то на съезде общественно-поли­тического движения «Отечество» в Москве мне сказали, что в курилке «тусуется» ма­тушка Тереза Дурова. Я - туда. Однако ее там не застал...

Автограф всемирно известной дресси­ровщицы Терезы Васильевны Дуровой у меня уже был. Но очень хотелось его полу­чить от нее лично. Долго я искал книги о ней. И лишь с приобретением энциклопе­дии «Цирковое искусство России», которую мне любезно подарил директор Уфимского цирка Олег Витальевич Михайлищев, я обнаружил фрагменты ее биографии.

В конце концов автограф у Т. Дуровой я взял. А дело было так.

От перенапряжения в работе она ката­строфически стала терять зрение. Многие офтальмологи отказали ей в проведении глазной операции. Даже Святослав Федо­ров. А наш кудесник Э. Мулдашев вернул ей зрение.

И Тереза Васильевна разослала во все знаменитые глазные клиники не только России, но и зарубежные телеграммы: «Я вижу, потому что есть такой добрый вол­шебник - Э. Мулдашев!»

Именно такую надпись сделала мне Тереза Васильевна.

-   Дождусь Мулдашева,- говорила
она. — Он сейчас в Египте. Просил, чтобы я
не уезжала, хотя гастроли наши в Уфе уже
заканчиваются.

Потом попросила бумаги, поставила свой автограф, сложила вчетверо листок и сказала:

-   Мой автограф принесет вам удачу.
Его нужно всегда носить с собой. Будьте
счастливы!

16 мая 2002 года «Комсомольская правда» опубликовала снимок: Т. Дурова и я на фоне слона в Уфимском цирке.

Автографов от религиозных служите­лей у меня немного. Первый я получил у сербской монахини Ангелины. Два других -от Никона и Таджутдина я взял на одном из собраний. Они сидели рядом - Таджут-дин и Никон. И когда я попросил их распи­саться на одном листе, то Никон отказал­ся, а Таджутдин ответил: « А почему бы и нет? Все мы - братья в этом мире, Бог един».

Сложнее было с автографом Папы Римского. Дважды я писал в Ватикан — от­вета не последовало. Тогда я написал на­чальнику охраны Папы Римского, фами­лию которого узнал из газеты «Комсомоль­ская правда». Ответ пришел. Сообщалось, что Папа не может дать автограф. А в кон­верт была вложена фотография с копией автографа Папы Римского.

У меня несколько таких автографов, хотя я копии не коллекционирую. Они со­провождены письмами с причиной отказа от Маргарет Тэтчер, Папы Римского, четы Бельгийского короля и других.

Я перестал писать письма всемирно известным людям. С ними необходимо встречаться лично. Правда, мне прислали автографы на своих фото Раймонд Паулс, Ярослав Голованов, Владимир Этуш, выда­ющаяся баскетболистка Ульяна Семенова... Я им весьма благодарен.

Теперь пришла пора рассказать под­робнее об автографе монахини Ангелины. Первая моя встреча с ней состоялась в зда­нии Госсобрания, куда были приглашены религиозные деятели республики, а также депутаты. Она рассказывала о работе «Фонда миротворческой миссии монахини Ангелины Сербской».

Довольно симпатичная, стройная, она весьма прилично изъяснялась на русском языке, логично и грамотно вела рассказ. Еще бы! Ангелина с блеском закончила фа­культет естественных наук в Торонто, была единственной женщиной в стенах Санкт-Петербургской духовной академии. Она ярко и убедительно критиковала политику США, рассказывала о беспардонной «сата-низации» сербов. Призывала не верить Америке...

Когда я попросил автограф, монахиня написала: «Брату Владимиру от сестры Ан­гелины», поставила крестик. (Это по прави­лам религиозных деятелей.)

У меня о ней осталось двойственное впечатление. Ей, молодой, красивой, об­разованной и талантливой открыта дорога в любую киностудию.

У меня не было автографа легендарно­го директора Уфимского моторного завода Михаила Алексеевича Ферина. А прошло уже 25 лет с тех пор, как его не стало. Есть улица его имени, фотографии, другие до­кументы и вещи. Проводятся турниры по боксу имени М. А. Ферина. Жива еще па­мять об этом большом человеке. А вот под­писи, автографа - нет ни у кого, я многих расспрашивал...

И вдруг однажды мне попадается за­писочка в несколько строк. Он написал ее, очевидно, когда готовился к выступлению перед заводчанами. Разве это не реликвия? В записке выражены его характер, настро­ение, стремление что-то исправить, улуч­шить. Такие документы имеют большое значение и для историков, и для коллекци­онеров. В них — приметы, дух времени, душа человека. Говорят, что от дерева, у которого стоял А. П. Чехов, исходят отри­цательные заряды, ионы или еще что-то, что может зафиксировать специальный прибор. А вот у дерева, под сенью которо­го любил сочинять свои стихи А. С. Пушкин, -положительная аура.

Автографы навевают разные мысли, помогают лучше представить человека, то время, когда была сделана его подпись.

К сожалению, автографы уже давно и успешно продаются. Как писал недавно в газете «Аргументы и факты» Дмитрий Ган­цев: «Некоторые раритеты стоят несколько тысяч долларов». Так, подпись легендар­ного Пеле была продана на аукционе за 5 тысяч долларов. Фотографию с надписью «русской ракеты» Павла Буре можно ку­пить в специализированном магазине, ко­торым владеет российский хоккеист, за 200 долларов, а хоккейную рубашку - за 500 долларов. Известны случаи, когда амери­канские бейсболисты использовали эту «слабость» своих поклонников и запускали конвейер по выпуску автографов, получая в день через своих агентов десятки тысяч долларов.

А вот лот — документ, датированный 1920 годом, под которым стоят подписи В. И. Ленина (председателя Совета Народ­ных Комиссаров) и Георгия Чичерина (нар­кома иностранных дел) был оценен на аук­ционе «Кристи» в 3500 долларов. Но, увы, никто за него не заплатил ни гроша. «Никто не купился, - как писала «Комсомольская правда», - даже на стартовую цену, и лот был снят с торгов». «51с 1гап$11; д!опа гпипсИ!" (Так проходит земная слава!)

Между тем в Москве на турнире «Ку­бок Кремля» Аня Курникова и Мартина Хингис очень много расписывались на фо­тографиях, буклетах, журналах и на перво-полосной иллюстрации «АиФ». Курникова в Белокаменной раздавала в день свыше 300, а Хингис - около 100 автографов. Эти вензеля могут дорого стоить — сотни и даже миллионы долларов, если они будут поставлены под финансовыми или реклам­ными договорами.

В ноябре 2001 года на аукционе в Бер­лине был продан автограф Александра Сергеевича Пушкина за 260 тысяч дойчма­рок (тогда еще евро не были в ходу).

Автограф представлял собой начало «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях». Казалось бы, ну и что? Листочек - и все. Все напечатано в книгах, читай сказку. ан нет! Ведь это сам А. С. Пушкин писал!... Лет через 100 записочка Мустая Карима, подпись президентов России или Респуб­лики Башкортостан тоже станут реликвия­ми. Я в этом уверен, убежден! И наши по­томки бережно и нежно станут относиться к этим небольшим листочкам — автогра­фам из прошлого. Это будет уже история. Разве не любопытно прикоснуться к ней?

ОСТОРОЖНО: ПОДДЕЛКА

Ну вот вы познакомились с моей кол­лекцией. «Ну и что? Какая польза от этого? Какой резон? Дальше-то что?»

...Смотрю на цены автографов Джона Леннона и Йоко Оно в магазине, что на 1-м Боткинском проезде в Москве, и у меня по­является вполне нормальный для здорово­го человека вопрос: «Неужели кто-то выложит такую сумму?» Но через мгновение прихожу в себя и думаю: «Были бы у меня такие деньги, заплатил бы». Только вот где гарантия достоверности этих раритетов?

Правда, рядом прилагаются сертифи­каты американского центра идентифика­ции. Но кто их знает!..

Для меня было бы сильнейшим психо­логическим потрясением, если бы я узнал, что подаренный или купленный автограф — подделка.

К сожалению, как есть фальшивомо­нетчики, так есть и те, кто подделывает подписи известных людей.

Так, из информации ИТАР-ТАСС я уз­нал, что ФБР арестовало 26 мошенников из Калифорнии, которые буквально заполо­нили Америку спортивными реликвиями с поддельными автографами звезд. В ходе обысков в штатах Калифорния, Невада, Флорида, Нью-Джерси и Пенсильвания были конфискованы тысячи фотографий и плакатов, бейсбольных мячей и бит, бок­серских перчаток, футболок и бутс почти на 10 млн. долларов. На них можно было об­наружить автографы спортсменов с миро­вым именем, принцессы Дианы и даже Альберта Энштейна. Но больше всего по­разил сотрудников ФБР бейсбольный мяч с автографом матери Терезы, которая скон­чалась в сентябре 1977 года... Помощник окружного прокурора тогда заявил: «По меньшей мере 50, а возможно, и 90 про­центов спортивных реликвий с автографа­ми знаменитостей являются поддельны­ми».

Какой печальный факт!... Да, в этом деле давно отлажена.своя индустрия. Автографы продаются. Поку­паю и я. Так, в одном из культурных цент­ров, где проходили концерты знаменитых юмористов Ю. Стоянова и И. Олейникова, на лотке в фойе приличной стопкой лежа­ли фотографии с подписями артистов. Цена - две жевательные резинки. Спраши­ваю у коробейника:

-    Это подлинник?...

-    Ну а как же? - отвечает.
Торговцам лишь бы сбыть свой товар.

Рынок! Спрос рождает предложение. Ку­пил. А что делать? Не смог преодолеть со­блазн приобрести автограф знаменитос­тей. И теперь мучаюсь в сомнениях: неуже­ли любимые артисты тысячами делали подписи на открытках?.. Но благо есть и авто­графы от них, взятые за кулисами. Этим и утешаюсь.

Недавно узнал, будто бы в Египетском музее Берлина обнаружен автограф Клео­патры. Царица, собственноручно подпи­савшая приказ, начертала по-гречески: «Да будет Так». Директор музея не исключает, что подпись египетской царицы — един­ственный автограф властителей древнего Египта. Большинство из них, как полагают некоторые египтологи, вовсе не умели пи­сать.

Как передавала радиостанция «Эхо Москвы», скоро автограф Клеопатры будет выставлен в музее на всеобщее обозрение. Поначалу хочется брать автографы у всех мало-мальски знаменитых людей. «Числом поболее, ценою подешевле»... Но недаром говорится: лучше меньше, да луч­ше. Необходимо сузить свой интерес, вы­брав несколько наиболее важных для вас тем: спорт, искусство, политика, наука и что-нибудь еще. У представителей этих ви­дов деятельности и брать автографы. Ведь нельзя же объять необъятное.

Но прежде всего необходимо научить­ся этике поведения при взятии автографов. Бесцеремонность, бестактность вам могут только навредить, и вы останетесь, как го­ворится, с носом, без автографа. Будьте активны, но деликатны.

Как узнавать адреса знаменитостей, место их пребывания? Через знакомых, в газетах, в библиотеках и т. п. Кроме того, есть адресные книги. Надо чаще бывать в театрах, аэропортах, на концертах, стадио­нах, творческих встречах, вокзалах. Есть адреса и в Интернете (там указаны и цены на автографы).

Покупать ли вожделенную вещь, пред­мет вашей мечты? Покупать. Но только у людей, которым веришь, которые вас не обманут.

В Москве есть специализированный магазин автографов. Там при покупке вам выдадут и сертификат, официально под­тверждающий достоверность подписи.

Необходимо всегда иметь при себе ав­торучку и достойный предмет, на котором можно было бы расписаться. Это может быть открытка, визитная карточка, книга, журнал или газета, какой-нибудь буклет, в худшем случае - блокнот, тетрадь, телефонный справочник, только не чистый лист бумаги. Не все ставят свою подпись на чис­том листе, и вам могут отказать в автогра­фе. Бог весть, когда вы еще встретитесь со знаменитостью. Поэтому необходимо быть во всеоружии, чтобы потом «не было мучи­тельно больно»...

Разумеется, начинающим необходимы советы более опытных в этом деле людей. Они могут подсказать, какую литературу следует почитать. Это поможет избежать ошибок, сберечь время, которое не будет потрачено впустую. И конечно, надо ста­раться каждый день собранные материалы приводить в порядок, систематизировать. Именно тогда имеющиеся автографы пре­вращаются из вороха бумажек в настоящую коллекцию.

Наконец, как и где хранить автографы? В альбомах фабричного изготовления или самодельных. Это могут быть клеммташи и кляссеры (приспособления с целлофано­выми кармашками) — выбор за вами. Хра­нить автографы можно и в рамочках, пас­парту, под стеклом, в альбомах из-под ма­рок. А можно и в конвертах, книгах, шка­тулках. Это дело художественного вкуса и материальных возможностей.

Но главное не что, а как. Именно тогда и начинает получать собиратель автогра­фов удовлетворение, а коллекция стано­вится все ценнее, выкристаллизовываясь из хаоса многообразия. Дерзайте! Любо­знательность, трудолюбие и выдержка принесут вам желанный результат.

ПО СИСТЕМЕ ПЛЕВАКИНА

Необычная удача сопутствовала мне в 2002 году. Из Ростова-на-Дону в мой адрес в конце декабря пришло письмо от колле­ги по собирательству автографов. Как и я, он коллекционирует еще и значки, статуэт­ки, настольные медали «Пушкинианы». Его коллекция, пожалуй, самая обширная. Ког­да в одном из писем я обмолвился об авто­графах, он пообещал мне помочь.

Как я потом узнал, к нему в руки попал альбом донского художника Бориса Пле-вакина, а в альбоме - более 20 автографов знаменитейших людей.

В конце 60-х годов прошлого века Б. Плевакин придумал следующую систему получения автографов. Во время службы в армии он сделал литературно-художе­ственный альбом. На его страницах Б. Пле­вакин поместил собственные акварельные портреты В. Шекспира, А. Пушкина, М. Лермонтова, С. Айни, С. Есенина, М. Горького и других. Портрет Михаила Александровича Шолохова (на фоне лазо­ревой степи, навеянный «Донскими рас­сказами») шел, как писал сам Б. Плевакин, вслед за изображением Николая Василье­вича Гоголя. Альбом был отослан в Вешен-скую. Вскоре оттуда приходит ответ: «Если вы хотите прославиться таким образом, то Михаил Александрович советует вначале получить автограф Гоголя». И подпись сек­ретаря Шолохова.

Однако Б. Плевакин не сдавался. В от­вет он пишет секретарю, «что после долгих поисков нашел Гоголя в Риме, где он при­страстился к живописи, и, несмотря на за­нятость, Николай Васильевич оставил ав­тограф под своим портретом, просил сооб­щить о результатах «переговоров» с Веш­ками... Надеюсь, вы понимаете, что, от­правляя вторично портрет М. А. Шолохова (для автографирования), не могу подтвер­дить слова свои, ибо подписанный Н. В. Гоголем рисунок отныне бесценен для меня, и его нельзя доверить почтовой пе­ресылке»...

Ответ пришел быстро. Шолохов писал: «Только что — и не без улыбки — ознако­мился с полемической перепиской между Вами и моим секретарем». И подпись писа­теля под рисунком.

Таким же путем получил Б. Плевакин автографы А. Папанова, И. Ильинского, Е. Моргунова, прославленного норвеж­ского мореплавателя Тура Хейердала, писателя К. Чуковского и других знаме­нитостей.

Своеобразно получает автографы кол­лекционер, врач по профессии, живущий на Ставрополье Леонид Георгиевич Тимо­феев. Он пишет полюбившемуся человеку письмо, а в нем два экземпляра своего сти­хотворения, на одном из которых просит оставить автограф и прислать ему. Вот, на­пример, какое стихотворение послал он Юрию Владимировичу Никулину:

Вы на арене просто ас, играли мастерски и тонко

и много лет смешили нас, как человек с душой ребенка. Спасибо вам за ваш талант, за все репризы и парады. Сверкали вы, как бриллиант, в обойме лучшей клоунады. Для цирка вы — ну просто клад, со мной согласны все, наверно; всегда немножко мешковат и обаятелен безмерно. Все ваши роли хороши. Что будет дальше? Мы не знаем. Я с удовольствием большим смотрю вас в «Белом попугае».

От Ю. Никулина Л. Тимофеев получил календарик с его портретом, автошарж, на­рисованный на втором экземпляре приве­денного выше стихотворения и несколько строчек письма.

Таким образом Леонид Георгиевич за­получил многие автографы, а некоторые -и при личной встрече. Так, однажды в од­ном из аэропортов Сибири он увидел из­вестную болгарскую певицу Лили Ивано­ву. Ее тотчас окружили и, естественно, ста­ли просить автограф. Он тут же сочинил экспромт и подарил его ей. А у него появи­лась в коллекции открытка с портретом и автографом певицы.

Вот это стихотворение Л. Тимофеева:

Вся в белом изящная дама, широкий и чувственный рот. Вокруг бестолково, упрямо шумит и толпится народ. К ней тянутся жадные пальцы, в которых бумажки дрожат. И вот у меня, иностранца, автограф в ладошке зажат: На фото — Лили Иванова с копной золотистых волос. В Болгарии встретиться снова мне с ней уже лично пришлось.

Таким образом Л. Тимофеев собрал 70 автографов. Прислал он и мне свое стихот­ворение с автографом.

Я, к сожалению, не умею ни рисовать портреты, ни писать стихи. Поэтому про­должаю охотиться за автографами тради­ционным способом.

Вам, разумеется, известно, что для многих людей, скажем, сбор грибов - увлекательнейшее занятие. И этому, очевид­но, есть объяснение. Но мы сейчас не бу­дем вдаваться в эту область. Нас в данном случае больше интересует феномен кол­лекционирования. Однажды, в добрый час, человек встречает несколько предме­тов одного и того же назначения, но раз­личных по внешнему оформлению, конст­рукции, материалу. Например, это игруш­ки - ватные, деревянные, бумажные, стек­лянные, пластмассовые, оловянные. И вот уже проснулась страсть. Как у грибника во время «тихой охоты». И вы уже с неубыва­ющим интересом начинаете действовать в определенном направлении...

НУЖЕН КЛУБ

Коллекционируют все — начиная от по­чтовых марок, значков и денежных знаков, гвоздей, утюгов и самоваров до картин, статуэток, яхт, автомобилей и паровозов. У каждого собирателя свой интерес.

Нередко частные коллекции суще­ственно пополняют музейные экспозиции. Например, на основе собраний братьев Третьяковых создана всемирно известная Третьяковская картинная галерея. Недавно почти так же образовалась картинная гале­рея в Чайковском. По такому же способу созданы многие музеи и экспозиции.

Однако вы можете возразить: «Да, ко­нечно, собрание картин, скульптур, юве­лирных изделий, яхт, автомобилей — бе­зусловно, увлекательное дело, представля­ет общечеловеческий интерес. Но автогра­фы?!... Разве они интересны всем?»

Автограф - это собственноручная над­пись, подпись или рукописный текст, ис­полненный человеком известным, талант­ливым, ярко проявившим себя в какой-то области. В нем нам интересно все: манера поведения в семье и обществе, как он оде­вается, что и как говорит. Автограф — не­повторимый след, оставленный этим чело­веком. Так что, смотрите сами: есть ли ре­зон заниматься самообразованием, разви­вать эстетические чувства и вкус, которые требуются собирателю автографов. Кол­лекционер как бы чувствует дыхание выда­ющейся личности, словно бы общается с ней.

Кроме информации, содержащейся в автографе, специалисты-графологи по по­черку определяют характер и психологи­ческое состояние человека.

А какое удовольствие доставляет текст, исполненный каллиграфическим по­черком!.. Так, собиратели старых открыток (прошлого и позапрошлого веков), ис­пользованных когда-то в качестве писем, знают, что большинство из них заполнены четким и красивым почерком, вероятно, людьми, которые обучались искусству кал­лиграфии. Рассмотрение таких открыток доставляет эстетическое удовольствие.

Мы и сегодня с удовлетворением чи­таем поздравительную открытку, напи­санную от руки чаще всего красивым по­черком.

Вот у вас в руках автограф - подлин­ная рукопись великого, интересного, та­лантливого человека. Даже кратковремен­ное общение с такими людьми — большая удача, счастье, которое будет греть и радо­вать вас, возможно, всю жизнь. Это имен­но то, что нам так не хватает.

... Вглядываешься в завитушки роспи­си - и на душе становится светло. Вспоми­наешь, чем тот или другой человек извес­тен. Так, наверняка, при имени А. Маресь­ева вспоминается «Повесть о настоящем человеке» Б. Полевого. При взгляде на ав­тограф Юрия Григоровича вспоминаешь не только то, что он — Герой Социалисти­ческого Труда, народный артист, но и то, что он поставил на сцене Башкирского те­атра оперы и балета «Лебединое озеро»...

Какое светлое, чистое чувство прони­зывает коллекционера, когда он держит в руках вожделенный предмет!.. На радостях он порой поет и пританцовывает. И долго еще купается в волнах счастья.

А сколько бывает восхищенных вздо­хов, завистливых взглядов друзей и знако­мых — собирателей росписей!...Спов нет, чувствуешь тогда себя на седьмом небе...

Хорошая коллекция - что может быть лучше? То и дело раскладываешь прозрач­ные клеммташи, в которых хранятся драго­ценные листочки. Берешь их в руки, чтобы еще и еще раз пережить те чувства радос­ти, которыми был наполнен в тот миг, ког­да знаменитость оставила свою подпись на бумаге. Боже мой, какое это томительное блаженство!...

Сегодня у меня сотни автографов зна­менитостей. Пройдут года, и тогда в пол­ной мере можно будет оценить, кто кем был в уходящей уже эпохе. Сегодня я живу среди них. И это греет душу.

Рядом с нами живет немало интересных людей. Один из них - инженер-програм­мист УМПО В. Буравцов, портрет которого за существенный вклад в культурную жизнь города был помещен на Доску почета «Ве­черней Уфы». Он собрал обширную коллек­цию интересных дореволюционных откры­ток, других предметов старины, подготовил ряд публикаций для газеты об истории Уфы.

К сожалению, в городе с миллионным населением нет юридически оформленного клуба коллекционеров. Нет места, где бы они могли встречаться. Среди них — немало эрудированных людей, обладающих кол­лекциями, представляющими значительную историческую и культурную ценность. Мо­жет быть, когда-нибудь их коллекции укра­сят экспозиции исторических, этнографи­ческих, художественных и других музеев, станут гордостью картинных галерей.

Нужен клуб. Здесь могли бы читать лек­ции работники картинных галерей и музеев, библиотекари, искусствоведы. Школьники приходили бы на экскурсии. Была бы орга­низована и продажа книг, монет, марок, значков, автографов и т. д.

Можно было бы наладить обмен авто­графов с коллекционерами из других реги-онов, установить связи с музеями россий­ских городов и зарубежных гостей. Так что, такой клуб просто необходим. И я надеюсь, он будет.

О эти страсти людские! Они столько же разнообразны, сколь бесконечно разнооб­разен наш мир.

Общайтесь с великими. Читайте их книги и книги, написанные о них. Учитесь их мудрости и трудолюбию. Берите в при­мер их деяния. Собирайте их высказыва­ния и автографы. Храните их для истории.

Собирайте коллекции предметов старины, картин, книг, рукописей. Они рассказыва­ют о рухнувших царствах, исчезнувших ци­вилизациях, забытых языках и культурах.

Ученые расшифровывают слова, вы­рубленные в каменных пещерах, тексты чу­дом уцелевших папирусов, послания на глиняных табличках. Мы все больше и больше узнаем об истории, культуре, собы­тиях прошедших эпох. Мы и теперь боль­шую часть информации узнаем из написан­ного. Поистине: «Звучат лишь письмена!»...

 

 

на главную | по фамилии | по роду деятельности | статьи | e-mail

Hosted by uCoz