на главную | по фамилии | по роду деятельности | статьи | e-mail

 

ПО СЛЕДАМ ЛЕГЕНДЫ

(опубликована в журнале «Бельские просторы» №12 2002 г.)

 

 

Из газеты я узнал, что Герою России Анатолию Квочуру исполнилось 50 лет. Ка­залось бы, отношения ко мне это событие не имеет. ан нет. Я дважды видел А. Квочу-ра в небе над стадионом имени Гастелло, когда он демонстрировал высшее мастер­ство на самолетах серии «Су» с двигателя­ми, изготовленными на моторостроитель­ном заводе. То были показательные выступ­ления в честь 70 и 75-летия УМПО.

Эти полеты видели тысячи жителей на­шей столицы. Что-то меня остановило тог­да взять автограф у А. Квочуры. После это­го он катапультировался в Париже, уведя машину от зрителей... И вот А. Квочуру 50 лет. Читаю и не верю своим глазам: родил­ся в с. Мазуровка Винницкой области на Украине. Господи, я же с 1969 года жил в этом селе. Многих знаю, но Анатолия Кво-чура не встречал. В эти годы он учился в летном училище. Еще сильнее обострилось желание получить в коллекцию автограф знаменитого летчика. Написал письмо в институт, где он работает. Ответа не после­довало. Попытался через моторостроите­лей - тоже пустой номер. И вдруг зам. гене­рального директора УМПО М. Маляренко' мне говорит: «Не желаете вместе с А. Квочу-ром повторить маршрут перелета В. Чкало­ва, Г. Байдукова и А. Белякова из Моск­вы в Ванкувер через Северный полюс?» От такого предложения я потерял дар речи и снова начал мечтать об автографе А. Кво-чура.

Замечу кстати, что в этом году испол­нилось 65 лет знаменитому перелету.

...Началось томительное ожидание. Фор­мирование делегации, визы и прочие про­цедурные вопросы. Дату вылета постоянно переносили.

Наконец она названа - 21 июня. Не­медленно выехал в Москву. Пытался уточ­нить, кто летит, как летим и т. д... Но все слишком заняты, определенности никакой.

Перелет должен был происходить сле­дующим образом. Транспортный самолет, так называемый дозаправщик, с людьми -делегация в 60 человек, ТВ, пресса и про­чие - вылетает раньше. Где-то над Север­ным полюсом его догоняют два истребите­ля, на одном из них А. Квочур. Истребите­ли дозаправляются. Потом все летят вмес­те 4 часа, снова истребители дозаправля­ются и улетают в Ванкувер. А дозаправщик с делегацией прилетает позже. В течение недели должны были быть проведены по­казательные выступления наших летчиков в США и Канаде.

Помешала «Нога». С 1993 года Россия ведет судебную тяжбу с этой швейцарской фирмой. В 1997 году Стокгольмский арбит­раж признал Россию должником. И с тех пор «Нога» пытается арестовать самолеты «Су» и «МиГ» на авиасалонах то в Ле Бур­же, то в Дубае. Везде срывает выступления наших летчиков. Суть тяжбы никто толком и не знает, кроме специалистов. По некото­рым сведениям «Нога» поставляла продо­вольственные товары и товары народного потребления в Россию, мы расплачивались

нефтью. Вскоре Россия убедилась, что до­говор не выгоден. Сделку расторгли, а 60 млн. долларов швейцарцы потребовали вернуть.

Когда организаторы полета спросили в американском представительстве о гаран­тиях возврата наших самолетов, те ответи­ли примерно так: «Мы великая страна, а не какая-то Швейцария».

Когда запросили письменное подтвер­ждение возврата самолетов, американцы ответили: «Видите ли, у нас демократия, трудно что-либо гарантировать...»

Так американцы сорвали перелет.

Но шесть человек все-таки полетели в Ванкувер на пассажирском самолете Моск­ва - Сиэтл. Это сын и дочь легендарного летчика В. П. Чкалова - Игорь Валерьевич Чкалов и Ольга Валерьевна (кстати, она ро­дилась через 8 месяцев после гибели отца), вице-губернатор Нижегородской области, мэр г. Жуковский, генерал-полковник и я.

Если легендарная троица в 1937 году летела 63 часа 16 минут, то наш полет длил­ся 10 часов. Правда, от Сиэтла до Ванкуве­ра ехали в микроавтобусе около 4-х часов.

Поражает отношение американцев к условиям жизнедеятельности человека. Продумано все до мелочей. Вдоль трассы -пункты отдыха, где в первую очередь пре­дусмотрены удобства для людей с ограни­ченными возможностями (я имею в виду инвалидов-колясочников).

Ванкувер - небольшой городок в шта­те Вашингтон с населением около 300 ты­сяч человек. Действительно одноэтажная Америка.

Гостиница. Прихожая в девять полно­ценных шагов длины, балкон, спальня. Ван­ная (душ, джакузи, туалет). Везде телеви­зоры (даже перед унитазом). Насчитал 9 по­лотенец. Прикинул: для рук, для ног, для лица, для тела. А остальные пять для чего? Так и не догадался...

Мебель и стены из настоящего дерева. Американцы никак не могут понять: поче­му русские делают заборы из дерева, а ме­бель из опилок, в которых есть экологичес­ки вредные добавки.

Но и я не могу понять американцев. Почему они живут отдельно, практически не общаются и все беспрерывно улыбают­ся, показывая здоровые (или вставные) зубы? Почему где нужно и не нужно при­бегают к «айм сори»? Почему такие жад­ные до денежек, почему толстые? (60% американцев имеют лишний вес, и прави­тельство выделяет на лечение от избыточ­ного веса до 117 млрд. долларов в год.) Почему третья часть американцев занима­ется оздоровительным бегом, а после бега ест чизбургеры и гамбургеры? Американ­цы не могут понять, почему у нас так мно­го выходных и праздников. Почему в буд­ние дни у нас на улицах много прохожих, в то время, когда нужно работать? Почему у нас круглые сутки можно покупать спирт­ные напитки и сигареты чуть ли не на каж­дом углу? У них пиво продают с 12.00, си­гареты - в спецмагазинах, в выходные вообще не продают спиртное, кроме кафе и ресторанов.

Вот как отозвалась о своем муже-аме­риканце наша переводчица. Ругает его по всем статьям. Обозвала козлом. Как мож­но, говорит она, отчитывать меня за то, что во время пребывания моего отца в гостях он израсходовал много воды, принимая ванны. Отец сказал, что больше не приедет. Издевается надо мной за каждый израсхо­дованный цент. У него не глаза, а монеты. Экономит на всем. Десять лет живет в Ван­кувере и не имеет ни друзей, ни товари­щей. В гости ни к кому не ходит и к нему тоже не ходят. Вообще, считает переводчи­ца, американцы уединенно живут. Район Ванкувера, по ее мнению, самый депрессивный. С ноября по апрель непрерывные дожди. Много суицидов. Спиртных напит­ков здесь не употребляют. Наверное, по­этому и приняли на постоянное место жи­тельства пятидесятников из СССР. Сегодня в Ванкувере их около 20 тысяч.

Обо всем этом она рассказывала во время ужина в американской семье, куда нас пригласили. Трое мужчин (им позвони­ли из мэрии, чтобы угостили русских) на­крыли стол. Спиртного не ставили. Едят они исправно, большие куски мяса, поджарен­ные на барбекю, огромные картофелины, сваренные «в мундире», сметана, салаты, отдельно тарелки кукурузы. И переводчики и встречающие - все работают и угощают на добровольных началах. Отвечают так: нас попросили. Каждый американец счита­ет за честь два часа в неделю работать во­лонтером, т. е. бесплатно.

Торжественное мероприятие проходи­ло 22 июня. Мэр Ванкувера этот день объя­вил «Днем Игоря Чкалова» и вручил Игорю Валерьевичу диплом: «Почетный гражда­нин г. Ванкувер».

Мероприятие, посвященное 65-летию перелета, проходило рядом с полем, где приземлился легендарный экипаж в 1937 го­ду. Здесь же в 1977 году установлен обе­лиск, посвященный перелету на Ант-25. Ря­дом музей. Существует комитет по культур­ному обмену им. Валерия Чкалова, прези­дент этого комитета - 70-летний Джесс В. Фрост. Правительство США выделило 5 млн. долларов на ремонт музея, поля и т.д.

Не приземлились бы в этом городе наши летчики, никто бы и не знал о нем. А теперь о Ванкувере знает вся Америка, знают в России. И жители гордятся своей знатностью, берегут все, что связано с перелетом, трепетно расска­зывают об этом историческом событии.

Игорь Валерьевич вспомнил один мо­мент из встречи с Б. Немцовым. «Надо убрать с Красной площади захоронения»,- сказал он. И. Чкалов ответил: «Тогда я перезахо­роню отца в Ванкувере». На этом диалог был закончен. Я вспомнил это к тому, что уж очень мы любим подвергать ревизии прошлое, пересматривать историю под влиянием отдельных личностей. И. В. Чка­лову предлагали еще в 1977 г. переехать в Ванкувер, давали безвозмездно дом, но он отказался. «Я россиянин и в России буду жить»,- был ответ.

Американцы знают и чтут В. Чкалова за то, что он своим перелетом сделал больше для сближения народов США и России, чем все дипломаты вместе взятые.

В своей речи после присуждения ему звания «Почетный гражданин г. Ванкувер» Игорь Валерьевич поблагодарил мэра за столь неожиданное для него решение. Он сказал, что свою жизнь посвящает дружбе советского народа с американским. Поже­лал, чтобы эта дружба была искренней и надежной. Он будет завещать ее своим де­тям. Его отец говорил: «Нас не трое, 170 млн. советских людей на крыльях самолета принесли вам дружбу, любовь!» Игорь Ва­лерьевич зачитал стенограмму встречи В. Чка­лова, Г. Байдукова и А. Белякова в 1937 году с Президентом США.

Когда его отец прилетел в США, Иго­рю Валерьевичу было 9 лет. В это время он находился в «Артеке». По возвраще­нии в СССР В. П. Чкалов приехал к сыну в «Артек». Детская память очень четко за­печатлела отца. Отец был герой, ас, бес­страшный и умелый летчик. Игорь Вале­рьевич мог бесконечно рассказывать об отце. Я его понимал. Именно детская па­мять является искренней иллюстрацией того яркого времени, которое он прожил с отцом.

По натуре Игорь Валерьевич Чкалов общительный человек. Прекрасный рас­сказчик, балагур, знаток фольклора. Дос­таточно привести одно его воспоминание.

На приеме у И. В. Сталина, после вру­чения В. Чкалову, Г. Байдукову и А. Беляко­ву звезд Героя, один из его приближенных, обыграв фамилии виновников торжества, сказал: «А теперь я предлагаю байдукнуть по чкалику беленькой!» Было это или нет, трудно сказать, но И. В. Чкалов об этом рас­сказывал от души.

У Игоря Валерьевича и Ольги Валерь­евны черты отца: нос, глаза, лоб. Наверное, дети походят на него от его огромной люб­ви к ним. На какой семейный снимок ни взглянуть - В. Чкалов, дети, жена.

Достаточно привести его слова о своей жене, которые я услышал в телепередаче «Большие родители», чтобы задуматься об этом незаурядном человеке: «Ты моя жизнь, воздух и свет...» Эти слова можно повто­рять сотни раз, и они будут вечны и не на­скучат в повторении.

Казалось бы, на этом можно и закон­чить рассказ о В. Чкалове и посещении Ван­кувера, о знакомстве с детьми великого Человека. Но что-то гложет душу: не все узнал, не все расспросил, недооценил проведенного с ними времени. И так всегда почему-то получается.

...У меня остались незабываемые впе­чатления о встрече с Игорем Валерьевичем и Ольгой Валерьевной. И об Америке. Этой богатой и законопослушной стране, где каждый американец гордится ее достиже­ниями, считая, что все лучшее - в Амери­ке. Даже захудалый балет в каком-нибудь колледже проходит на ура! А вспомним трагедию 11 сентября: только общий план -небоскребы и таранящие их самолеты. И никаких трупов.

А наше телевидение смакует, по-дру­гому и не скажешь, катастрофы, трагедии... Нельзя делать из россиянина мизантропа. У нас гораздо больше в душе человеколю­бия, радушности, гостеприимства, любви, чем у американцев. Мы не так часто улыба­емся, не любим себя выпячивать, может, сразу и не соорганизуемся, как в беде, так и в радости, но мы всегда искренни. Ис­кренность - российская черта, отличающая нас от американцев.

Но у них многому можно поучиться. Все делается для удобств человека, граж­данина Америки. Именно делается, а не декларируется. Возможности для всех оди­наковы: работаешь - ты обеспеченный. Нельзя нанимать на работу и платить мень­ше 5,7 доллара за час. Если ты по какой-то причине не работаешь, то получаешь посо­бие, равное прожиточному минимуму того штата, где живешь. Кстати, получать там пособие очень стыдно. У нас эти пособия потихоньку превращают в престижную ста­тью дохода.

Или другой пример. Если в городе уве­личилась преступность, наркомания — тут же увеличивают штаты полицейских, что­бы обеспечить безопасность жителей, по­тому что на следующих выборах они будут «голосовать ногами». Есть такой термин у американцев: когда повышают налоги, не обеспечивают безопасность, «прижимают» предпринимателей — американцы уезжают в другой штат.

На высоком уровне в Штатах этика в государственных органах власти. Речь идет о нравственной чистоте работающих в гос­службе. Взятки, подкуп, блат и т. д. недопу­стимы. Есть управление по вопросам этики. У них госслужба - на всю жизнь. У нас гос­службу можно сравнить со срочной служ­бой в рядах армии. Разница только в том, что не знаешь, когда демобилизация.

Поражает отношение властей к пар­кам, стадионам, скверам. На государствен­ном уровне осуществляется контроль за показателями жизни, а именно эти объек­ты являются оздоравливающими. В США социальное пособие (по-нашему, пенсия) начинают выплачивать с 65 лет как мужчи­нам, так и женщинам. К сожалению, уро­вень жизни мужчин в России сегодня со­ставляет 59 лет, в США - 73, женщин - 72 го­да и соответственно — 80 лет.

Очень интересный способ придумали в Америке для поощрения тех, кто органи­зовал хотя бы одно рабочее место, - для них существует скидка на налоги. А налоги для американцев - что тюрьма для нас. Налогового инспектора боятся больше все­го, ибо просрочка, укрытие - это крах и нищета. Есть анекдот на эту тему.

В кафе заходит атлетического сложе­ния мужчина, просит пустой стакан и один лимон. Сжимает рукой лимон, и стакан на­половину наполняется лимонным соком. Продемонстрировав это присутствующим, он говорит: «Тот, кто повторит мое дости­жение, получит большой гонорар».

В кафе тишина. И вдруг из-за стола встает худощавый мужчина в очках. Он под­ходит к атлету, берет остатки лимона и на­чинает выжимать сок в пустой стакан. Ста­кан полностью наполнился соком. Атлет не выдержал и спросил: «Кем вы работаете?» Тот ответил: «Налоговым инспектором».

Пример из области защиты прав по­требителей. Мне понадобился небольшой замок с ключиком для дорожной сумки.

Через переводчика я узнал, что с клю­чиком замочка нет. Но есть с цифровым кодом. Купил. Отходя от кассы, я вдруг услышал выкрики продавца.

Плохо, что мы не знаем хотя бы на школь­ном уровне английский язык.

Я уточнил у переводчика, что продавец хочет спросить. А она, говорит переводчик, спрашивает, все ли хорошо у меня с голо­вой. Я сразу не понял суть вопроса. Пере­спросил.

И лишь тогда до меня дошло. Если у меня плохо с головой (т. е. плохая память) и я забуду код, установленный на замочке, не смогу открыть сумку, пожалуюсь в суд, ее уволят с работы, так как она продала мне замочек не с ключом, а кодовый. Я улыб­нулся и сказал: «Айм сори, айм раша».

У начальника городской полиции зар­плата в два раза больше, чем у мэра. Меж­ду прочим, мэр Ванкувера после меропри­ятия сел за руль автомобиля, обошелся без водителя. Экономия бюджетных средств. Что произойдет у нас, если вдруг директо­ра, начальники и другие владельцы персо­нальных автомобилей откажутся от води­телей в целях экономии средств? Думаю, это немыслимо для России. Если ты не на служебной машине, без личного шофера -ты не будешь пользоваться авторитетом и уважением. Если у тебя нет персональной машины — значит, ты не начальник. Так мы живем. Американцы экономны. Быть таки­ми их заставляет уклад жизни. У них много долгов, многие практически до 40 лет рас­плачиваются за кредит, который взяли на покупку дома, машины и т. д.

Они очень удивляются нашим детским пособиям, нашим праздникам и т.д.

О России говорят так: «Россия — стра­на, где два дня ожидают сантехника». Это для американцев ужасно. А для нас? Хоро­шо, если два дня...

Мне понравились налоговые послаб­ления. Организовал 50 рабочих мест - по­лучи 50% льгот к одному из налогов.

Я сомневаюсь, что США оказывают нам финансовую помощь. Очень уж они скупы. И просто так ни одного цента не дадут.

Американское правило - богатый че­ловек должен благотворительностью зани­маться - действует беспрекословно. За счет пожертвований содержат стариков и боль­ных, пансионаты, социальные столовые... Пожертвования идут через завещания, спортивные соревнования (например, пла­тишь 10 долларов и участвуешь в пробеге), через званые обеды (стоимость 100 долларов: 25 долларов - обед, 75 - благотвори­тельность). Действует армия спасения -стоят у магазинов бойскауты или герлскау­ты, звонят в колокольчики, привлекая про­хожих, собирают пожертвования. Амери­канец на 100 % уверен, что пожертвован­ные средства уйдут на то мероприятие, ко­торое обозначено. Эта работа проводится системно.

Волонтерами управляет мэрия. Прин­цип простой: люди не дают средств, когда их не просят.

Удивительно, что граждане США 300 национальностей живут в мире и согласии. Соблюдая закон, конституцию, которая су­ществует без изменения 200 лет. Вот такие мимолетные впечатления от США.

И напоследок, для размышления.

Год назад в штате Техас полицейский патруль задержал дочь президента Буша -в руках у нее был стакан с пивом, а закон штата запрещает продажу алкоголя лицам в возрасте до 21 года.

Автограф у Анатолия Квочура я так и не получил. Но уверен, что он будет у меня.

Автографы Игоря Валерьевича и Ольги Валерьевны стали украшением моей кол­лекции.

на главную | по фамилии | по роду деятельности | статьи | e-mail

Hosted by uCoz